на главнуюneftbiz
Горизонтальное многоуровневое меню

Статьи обзоры

18.01.2014 : Запрет на применение N-метиланилина(монометиланилина) приведет к снижению производства автомобильных бензинов АИ-95 и АИ-98

За 20 лет накоплен ценный опыт использования  N-метиланилина (ММА) в качестве добавки для повышения октнового числа автомобильныз бензинов на многих нпз в производстве автомобильных бензинов различных марок. для решения вопроса о использовании  N -метиланилина при производстве автомобильных бензинов  пятого класса  необходимо проведение с участием всех заинтересованных предприятий сравнительных испытаний автомобильных бензинов класса 5 без N-метиланилина и с использованием  N-метиланилина (ММА) в концентрации 1% объёмных.  На автомобилях соответствующих экологическому классу Евро-5 с целью оценки влияния N-метиланилина на технические токсикологические и эксплуатационные показатели.В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза (ТР ТС 013/2011) введены ограничения по содержанию N-метиланилина в качестве октаноповышающей до­бавки при производстве автомобильных бензинов класса 3 и класса 4 до 1% об., а в бензинах клас­са 5 - отсутствие N-MA. С 01.01.2016 г. установлен полный запрет на его использование в России.

Причины запрета Монометиланилина объясняют токсично­стью, экологической опасностью и необходимо­стью сокращения объемов производства некаче­ственных бензинов, а также целесообразностью увеличения производства и потребления метил- трет-бутилового эфира (МТБЭ). Указанные причи­ны явно необъективны: если N-метиланилин является вредным и экологически опасным, то его необхо­димо запрещать во всех классах бензинов, а не только в классе 5. Производство некачественного бензина никак не связано напрямую с применени­ем присадки, а использование Монометиланилина  наиболее эф­фективно с МТБЭ, особенно в летний период. В 2012 г. отечественная нефтепереработка выработала 9,3 млн тонн бензинов класса 5, что составило 25% от общего объема производства, и к 2016 г. полностью перейдет на производство бензинов класса 5, но при этом не учитывается изменение структуры их потребления. Сегодня в РФ применяется основная марка бензина АИ-92 (67,4%).

Современный и перспективный автомобиль­ный парк необходимо обеспечивать бензинами АИ-95 и АИ-98, потребность в которых резко воз­растает в связи с ограничениями выбросов оксида углерода (С02).При этом объемы производства бензинов АИ-80 и АИ-92 в стране будут сокращаться.Следует отметить, что введение в автобен­зины 1% об. (1,3% масс.) добавки N-метиланилина  по анти- детонационной эффективности эквивалентно 10% масс. МТБЭ или толуола, что позволяет обеспе­чить требуемое октановое число автобензинов с одновременным снижением ароматических со­единений в них, а также экономию нефтяного сы­рья при производстве современных бензинов с улучшенными экологическими свойствами.

Начиная с 90-ых гг. XX века, в России накоп­лен положительный опыт применения добавок, содержащих N-метиланилин, в производстве автомобиль­ных бензинов различных марок на на Российских НПЗ. Качество и ассортимент добавок на базе N-метиланилина постоянно совершенствуется и расширяется.

Результаты проведенных испытаний показа­ли перспективность применения композиционных добавок с Монометиланилином и кислородсодержащими компо­нентами (спирты, эфиры) с добавлением много­функциональных присадок, сочетающих высокие антидетонационные, моющие и антикоррозионные свойства. При этом разработаны и внедрены ма­лотоксичные многофункциональные композици­онные добавки.При организации производства автомобиль­ных бензинов с использованием присадки и добавок на его базе (с 1990 г.) ОАО "ВНИИ НП" при уча­стии отраслевых НИИ (НАМИ-ХИМ, НИИ АТ и др.) были проведены широкомасштабные испытания на автомобильной технике, а также токсикологи­ческие и санитарно- гигиенические исследования. В результате установлено, что введение в авто­мобильный бензин  N-метиланилина в допущен­ных концентрациях (до 1% об. или 1,3% масс.) не оказывает отрицательного влияния на его физико­химические, экологические и эксплуатационные характеристики. Применение стабилизатора цвета в добавках, содержащих Монометиланилин, обеспечивает со­хранение внешнего вида добавки при хранении до 1 года.

Токсикологические исследования новых раз­работанных добавок на базе N-метиланилина показали, что по степени воздействия на организм они являют­ся менее опасными (HI, IV класс опасности) по сравнению с исходным N-метиланилина (II класс опасности).Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия че­ловека на добавки на базе N-метиланилина по результатам токсиколого-гигиенических исследований выданы санитарно-эпидемиологические заключения о со­ответствии этих добавок санитарным нормам.Исследования канцерогенных характеристик топлива с добавкой N-метиланилин путем определения со­держания бенз(а)пирена в топливе и продуктах его сгорания показали, что применение бензина с содержанием 1% (обьемных)  n-метиланилина с медицинской и санитарной и гигиенической точек зрения опасности не представляет.

Результаты стендовых испытаний автомо­биля RENAULT LOGAN свидетельствуют о том, что токсичность отработавших газов при приме­нении бензинов Регуляр Евро-92, вид II и Преми­ум Евро-95, вид II по ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН-228-2004) с Монометиланилином  в концентрации С=1% масс., оцененные по Требованиям Правил ЕЭК ООН №83-05А, практически идентичны токсично­сти отработавших газов исходных бензинов, не содержащих N-метиланилин.

Установлено, что автомобильные бензины Регуляр Евро-92, вид II и Премиум Евро-95, вид II без ММА и с содержанием ММА в1% масс., при их использовании на автомобиле экологического класса 4 обеспечивают его соот­ветствие требуемым нормам по выбросам авто­мобильной техникой.

Следует отметить, что за рубежом, в частно­сти в ЕС, применение N-MA в стандартах не за­прещается и не ограничено. В последние годы отмечается стремительный рост производства N-MA в Китае и Индии. Кроме того активно ведет­ся патентование антидетонаторов на базе N-MA за рубежом (США, Италия).

Учитывая, что с 01.01.2016 г. в соответствии с требованиями Технического регламента Тамо­женного Союза ТР ТС 013/2011 предусматрива­ется выпуск в оборот автомобильных бензинов класса 5 с запретом на использование N-MA, воз­можен значительный рост потребности в МТБЭ, что может привести к снижению производства ав­томобильных бензинов АИ-95 и АИ-98, а также к ряду негативных последствий для экономики страны.

Во-первых, замещение N-MA потребует до­полнительно значительные объемы МТБЭ, что неизбежно приведет к росту цен на МТБЭ, и, как следствие, на автомобильные бензины.При этом следует отметить падение мирово­го потребления МТБЭ: в США и ряде европейских стран применение его в составе автомобильных бензинов запрещено из-за возможного попадания в грунтовые воды.

Во-вторых, инфраструктура НПЗ компаний не готова к приему дополнительных объемов МТБЭ (необходима реконструкция эстакад и резервуар- ного парка), что может вызвать физический де­фицит автобензина на внутреннем рынке.

Кроме экономических факторов, существуют также и технические по вопросу замены Монометиланилина на МТБЭ. Метил-трет-бутиловый эфир наряду с ок­таноповышающими свойствами обладает такими отрицательными качествами, как низкая темпера­тура кипения и высокое давление насыщенных паров, что не позволяет вовлекать МТБЭ даже до максимально разрешенного уровня 15% объемных при производстве некоторых марок автобензинов. Из-за высокой летучести МТБЭ (Ткип. = 55°С) в лет­ний период возможно снижение октанового числа автобензинов, что может создавать трудности при эксплуатации автотранспорта.

Следует отметить, что российская нефтепе­реработка ставится в более тяжелые технические и экономические условия при переходе к произ­водству топлив класса 5 с выполнением запрета на применение Монометиланилина. Одновременно в настоящее время отсутствуют доказательства существенного отрицательного влияния N-метиланилина на экологию, полу­ченных по результатам специальных независи­мых исследований.Анализ состояния по глубине переработки нефти в России свидетельствует о недостаточных объемах производства октаноповышающих компо­нентов бензина, получаемых в процессах каталити­ческого крекинга, алкилирования, изомеризации.

Установленные ограничения на использова­ние оксигенатов и ароматических углеводородов, запрет на применение металлосодержащих анти­детонаторов, а также введение запрета на приме­нение N-метиланилина с 01.01.2016 г. приведет к тому, что крупномасштабное производство высокооктановых бензинов класса 5 в соответствии с требованиями Технического регламента ТР ТС 013/2011 для многих НПЗ будет проблематично.

Учитывая вышеизложенное, ОАО "ВНИИ НП" считает целесообразным осуществление с уча­стием заинтересованных организаций следующих мероприятий:

 Рассмотрение целесообразности введения для автомобильных бензинов класса 5 суммарно­го нормирования содержания бензола и N-метиланилина не более 1,0% об.

 Применение добавок на базе присадки только со стабилизатором цвета в сочетании с моющими, многофункциональными присадками и имеющих класс опасности не ниже третьего.

Для окончательного решения о возможно­сти применения N-метиланилина в концентрации не бо­лее 1% об. при производстве автомобильных бен­зинов класса 5 необходимо проведение специ­альных сравнительных испытаний автомобильных бензинов марки Премиум Евро-95, класса 5 без N-метиланилина и с содержанием N-метиланилина в концентрации 1% об. на автомобиле экологического класса Евро-5 с оценкой влияния N-метиланилина на токсикологические ха­рактеристики бензина, экологические показатели автомобиля (соответствие требуемым нормам выброса автомобильной техникой) и технические показатели работы каталитического нейтрали­затора.

 

Данные предложения были опубликованы в журнале "Нефтепереработка и нефтехимия", №5, 2013 г.

Емельянов В.Е., д-р техн. наук, про­фессор, Климова Т.А., канд. хим. наук. ОАО "ВНИИ НП"

 

назад



Всемирная Топливная Хартия

От имени автопроизводителей со всего мира, Комитет по всемирной топливной хартии рад представить новейшую редакцию Всемирной топливной хартии. Прилагаемая редакция Хартии включает новую Категорию 4, определяющая топлива, которые сводят до минимума выбросы из всех типов автомобилей на дорогах и позволяют внедрять новые автомобильные технологии.



 

Контакты

Расчет жд тарифа онлайн

Расчет Ж/Д тарифа онлайн

Расчет растояния между городами

октановый калькулятор

Бензиновый калькулятор

 

 

VK Neftbiz
     

 

© 2002-2014 Neftbiz Правовая информация

  +7 8442 50 11 04, Email

НОВОСТИ

Новостной слайдер | pcvector.net

 

Яндекс.Метрика