на главнуюneftbiz
Горизонтальное многоуровневое меню

Статьи обзоры

25.05.2012 : Смола! Как много в этом звуке для автолюбителя слилось, как много в ДВС отозвалось! Или почему бензин бензину рознь!

Смола! Как много в этом звуке для автолюбителя слилось, как много в ДВС отозвалось!

Или почему бензин бензину рознь!

(влияние примесей в Монометиланилине (N-метиланилине) на качество бензинов)


На сегодняшний день только ленивый не добавит N - метиланилин (ММА,монометиланилн) в свою рецептуру, чтоб добиться лучшего соотношения октанового числа и затрат на производство бензинов согласно Регламента. Эту добавку можно найти в бензинах ТАИФ-НК, РОСНЕФТЬ, структурах ГАЗПРОМа , производящих бензины и многих других, больших и маленьких производителей хорошего, качественного бензина.

На сегодняшний день N-метиланилин является наиболее эффективной, из разрешенных, добавкой для повышения детонационной стойкости автомобильных бензинов, которая относится к группе ароматических аминов. Эта добавка  является азотосодержщим соединением.

Влияние азотосодержащих соединений на антидетонационную стойкость бензинов  изучено достаточно широко. В зависимости от функциональной группы  и молекулярной структуры, они проявляют продетонационные (способствуют детонации) или антидетонационные свойства.

Если органические нитраты и алифатические амины, как правило, способствуют детонации, то ароматические амины дают сравнительно большой прирост октанового числа. Представления об эффективности применения аминов можно получить из таблицы 1, где указаны сведений по октановым числам смешения определенные для анилина и некоторых его производных. Все измерения выполнялись на одном и том же базовом бензине с 2% добавкой компонента. Эфеект  улучшения октанового числа зависит от молекулярной структуры компонента. При замещении атомов водорода ароматического кольца метиловыми или этиловыми группами разница в эффекте относительно анилина не велика. В то время как первичные и вторичные амины хорошо улучшают октановое число. Третичные амины, например N,N-диметиланилин, неэффективны.

Таблица 1

Компонент

Октановое число смешения

Исследовательский метод

Моторный метод

3,4 - диметиланилин

370

320

3,5 - диметиланилин

340

310

Пара-толуидин

340

305

Пара-этиланилин

320

300

Дифениламин

310

300

Анилин

310

290

Пара-третбутиланилин

300

260

N-метиланилин

280

250

Индолин

300

150

N, N-диметиланилин

95

84


Достоинством ароматических аминов как антидетонаторов является то, что они хорошо совместимы с антидетонаторами других типов, при этом нередко наблюдается эффект синергизма.

Недостатком ароматических аминов является повышенная склонность к смолообразованию, что приводит к появлению отложений во впускном коллекторе, в камерах сгорания, а так же способствует увеличению износа деталей цилиндро-поршневой группы с последующем выходом её из строя. И этой склонностью обладают те соединения, которые получаются вместе с N-метиланилином в результате синтеза (Паспорт качества завода- изготователя). Давайте назовем эти соединения :

1.      Анилин - (сильнейший окислитель и провокатор мощного процесса образования смол в бензинах с потерей прозрачности),

2.      Диметиланилин - ( окислитель)

На этой окислительной особенности только названных  аминов и хотелось бы остановиться подробнее в данной статье из-за того , что они присутствуют в N- метиланилине (ММА) в разных количествах. В  импортных (китайских или индийских) составах доля анилина достигает 2 % и более!

Давайте разберемся, что же это за отложения и на что они могут повлиять. Отложения по своим свойствам делят на лаки, нагар и осадки.

Лаки - плотные продукты окислительных превращений на горячих поверхностях металла.

Нагар - твердые продукты отложений, образующиеся на поверхности днища поршня и верхней части цилиндра, форсунке и выпускных клапанах. Нарушает тепловой режим двигателя, подачу топлива, увеличивает износ деталей. Образование нагара зависит от основного углеводородного состава топлива и масел, наличия примесей, типа и концентрации присадок (добавок).

Осадки - липкие, мазеподобные вещества темно-коричневого или черного  цвета. Состоящие из продуктов низкотемепературного окисления углеводородов, продуктов уплотнения. Механических примесей и воды. Забивают элементы топливной системы. Ухудшают фильтрование и подачу топлива.

Все перечисленные виды отложений образуются одновременно в результате окислительных превращений углеводородов и полимеризации продуктов окисления и неполного сгорания топлива. Отложения легче образуются при работе непрогретого двигателя, при продолжительной работе на холостом ходу или при городской езде.

Отложения в канавках поршня вокруг колец препятствует их движению и вызывает залипание и прихват колец поршня. Мощность двигателя падает, возрастает прорыв газов в картер и увеличивается расход масла.

Отложения в камере сгорания образуется в результате неполного сгорания топлива и термического разложения остатков масла. Отложения могут вызвать преждевременное (калильное) зажигание рабочей смеси и детонационное сгорание.

Отложения в верхней части поршней полируют внутренние стенки цилиндров. В результате чего снижается прочность и сохраняемость масляной пленки и повышается износ.

Таблица №2

Показатель стабильности

Показатели бензина

Концентрация фактических

смол. мг/100 см3

Содержание непредельных углеводородов, % масс.

Индукционный период. Мин.

5

15

25

35

0,7

2,0

4,0

1000

340

110

Количество отложений, мг


40


90


150


200


2








Отложение на раскаленной форсунке нарушает эффективное распыление топлива форсункой, что ведет с серьезному перерасходу топлива и дерганой, неравномерной работе двигателя.

засорившаяся форсунка     чистоя фарсунка      равномерный распыл    неравномерный распыл

Отложения  на штоках и тарелках впускных  клапанов нарушают работу клапанного механизма и могут  привести  к «зависанию»  клапанов .

Засорение свечей зажигания отложениями вокруг электрода свечи замыкают искровой промежуток, отчего искра становится слабой а зажигание нерегулярным, снижается мощность двигателя и повышается расход топлива.

Процесс образования отложений идет постоянно в любом работающим двигателе и с разной интенсивностью в зависимости от качества  используемого топлива, настройки топливной аппаратуры, характера движения и т.д.

Использование некачественного топлива одна из самых распространенных причин образования отложений во впускной системе двигателя.

Как же определить  какое топливо склонно к образованию отложений, а какое нет?  Необходимо определить склонность  бензина к образованию смолистых и углеродистых отложений в условиях максимально приближенных к реальным. Для этого измеряют массу отложений, образующихся на пластинке, помещенной внутрь впускного трубопровода одноцилиндрового двигателя при общем расходе 1,5 кг бензина в условиях регламентированного режима испытаний. Установлено, что при склонности бензинов к отложениям во впускной системе до 100 мг возможна длительная эксплуатация автомобильного двигателя. Величина 100 мг принята предельной для оценочного показателя.

Количество отложений во впускной системе двигателя растет при увеличении концентрации фактических смол, увеличении содержания непредельных углеводородов и снижении индукционного периода.

Таблица 2

Показатель стабильности

Показатели бензина

Концентрация фактических

смол. мг/100 см3

Содержание непредельных углеводородов, % масс.

Индукционный период. Мин.

5

15

25

35

0,7

2,0

4,0

1000

340

110

Количество отложений, мг


40


90


150


200


2


20


31


8


22


48


Как видно из приведенной таблицы, увеличение концентрации фактических смол в бензинах напрямую влияет на склонность бензинов к образованию отложений.

Попробуем разобраться, как происходит влияние антидетонационной добавки  N-метиланилин (ММА)   и примесей содержащихся в нем,  на увеличение фактических смол и соответственно на способность бензинов к образованию отложений.

Нашей организацией в 2010 году, совместно с Департаментом качества ТНК-ВР и ОАО «Саратовский НПЗ», была проведена работа по оценке влияния антидетонационных анилинсодержащих добавок на качество бензинов ОАО «Саратовского НПЗ», в условиях хранения. Испытания проводились при участии Аккредитованных лабораторий: ЗАО «Инспекторат-Р» г. Волгоград (тел: 8-8442-96-74-85) и ООО «НТО «Оргсинтез» г. Волжский. (тел: 8-8443-21-56-50)

Суть работы заключалась в следующем:

Взяли два образца N-метиланилина разных производителей:

1.       N-метиланилин технический улучшенный, производства ОАО «Волжский Оргсинтез» см. Протокол испытаний

Наименование показателей качества

Фактическое значение показателей качества

Массовая доля N-метиланилина, %

98,8

Массовая доля анилин, %

0,1

Массовая доля N,N-диметиланилина,%

0,5

Массовая доля воды, %

0,05


2.       Антидетонационная добавка на основе ароматических аминов «АДА-Супер», производства ОАО «Пигмент», см. протокол испытаний

Наименование показателей качества

Фактическое значение показателей качества

Массовая доля N-метиланилина, %

98,4

Массовая доля анилин, %

0,4

Массовая доля N,N-диметиланилина,%

0,9

Массовая доля воды, %

0,05


Образец «АДА-супер» отличается меньшим количеством основного вещества  N-метиланилина  и повышенным содержанием примесей: анилина в 4 раза, и N,N-диметиланилина - в 2 раза.

Взятые образцы ввели в базовое топливо, предоставленное ОАО «Саратовский НПЗ», в количестве 1% масс.  Приготовленные смеси и базовое топливо поставили на хранение при температуре 36 град С, на срок 15 дней,  измеряя каждые 5 дней концентрацию фактических смол.

Результаты полученные в процессе исследований:

Таблица 3

Образцы

Концентрация фактических смол, мг/100см3

0 дней

5дней

10 дней

15 дней

Базовое топливо

1(0,9)

1(1,0)

1(0,9)

1(0,8)

Базовое топливо+1% N-метиланилина

1(1,0)

1(1,4)

2(1,8)

2(2,3)

Базовое топливо + 1% «АДА-Супер»

1 (0,6)

7(6,7)

8(7,7)

10 (10,3)

См. протоколы испытаний.

Проведенные испытания указывают на то, что применение в качестве антидетонационной добавки N-метиланилина с повышенным содержанием примесей (в нашем случае анилина и N,N-диметиланилина) способствуют увеличению концентрации фактических смол в топливе в несколько раз с первых же дней хранения,  что в свою очередь увеличивает способность топлива к образованию отложений в двигателе, к каким последствиям это может привести мы выясняли ранее.

В последнее время в Россию стал поступать N-метиланилин, произведенный в других странах, в частности в Китае, Индии,  которые пользуются популярностью на Российском рынке из-за его дешевизны.

Давайте рассмотрим какого же качества ввозится в Россию импортный N-метиланилин .

Наша организация получила образец N-метиланилина, сопровождаемого паспортом качества выданного SIMAGCHEM CORPORATION  Китай.

 Качество полученного образца,  согласно прилагаемого паспорта качества, должно соответствовать следующим значениям: См. паспорт.

Наименование показателей качества

Фактическое значение показателей качества

Массовая доля N-метиланилина, %

99,5

Массовая доля анилин, %

0,8

Массовая доля N,N-диметиланилина,%

0,7

(Обратите внимание, китайские товарищи даже не удосужились привести в соответствие равенство процентов 100. Если сложить 99,5 и 0,8 и 0,7 мы получаем 101!!!!) С большой долей вероятности мы предположили , что дополнительный процент приписан за счет занижения концентрации именно анилина. Надеемся, что в состав более не входили иные, еще более агрествные чем анилин, компоненты синтеза, которые китайцы просто побоялись вообще упомянуть в паспорте качества.

Как видно из приведенных в таблице данных, заявленное содержание Анилина  в  8 раз выше, чем в продукции ОАО «Волжский оргсинтез» и в 2 раза выше, чем в продукции ОАО «Пигмент», а заявленное содержание  N,N-диметиланилина в 1,5 раз выше,  чем в продукции ОАО «Волжский оргсинтез».

Полученный образец N-метиланилина, производства SIMAGCHEM CORPORATION  Китай передали для анализа в аккредитованную лабораторию ООО «НТО «Оргсинтез» г. Волжский. (тел: 8-8443-21-56-50).

Полученные данные приведены в таблице:

Наименование показателей качества

Фактическое значение показателей качества

Массовая доля N-метиланилина, %

97,1

Массовая доля анилин, %

1,5

Массовая доля N,N-диметиланилина,%

0,96

Массовая доля воды, %

0,05

См. протокол испытаний.

Результаты анализа показали что образец «китайского» Монометиланилина (N-метиланилина) не соответствует ни по одному параметру!!!!  заявленному качеству.

Содержание АНИЛИНА  почти в 2 раза выше заявленного и в 15 !!!! раз выше чем в продукции ОАО «Волжский Огрсинтез».


Содержание, N, N-ДИМЕТИЛАНИЛИНА почти в 1,5 раза выше заявленного и почти в 2 раза выше, чем в продукции ОАО «Волжский Огрсинтез». Попробуем предположить , что бы могло получиться если бы в нашем, ранее прошедшем эксперименте, принял участие N-метиланилина (ММА) китайского производства:

Образцы

Концентрация фактических смол, мг/100см3

0 дней

5дней

10 дней

15 дней

Базовое топливо (Сар НПЗ)

1(0,9)

1(1,0)

1(0,9)

1(0,8)

Базовое топливо+1% N-метиланилина (Волжский)

1(1,0)

1(1,4)

2(1,8)

2(2,3)

Базовое топливо + 1% «АДА-Супер» (Тамбов)

1 (0,6)

7(6,7)

8(7,7)

10 (10,3)

НАШ ПРОГНОЗ (ЛИНЕЙНЫЙ)

Базовое топливо+1% N-метиланилина (Китай)

1 (0,6)

25 (25,1)

29 (28,9)

39 (38,63)

Какой же бензин может получиться при использовании такого N-метиланилина (ММА) и что с ним делать?  Он быстро будет темнеть, набирать смолу и может сильно уменьшить доверие к Вам, как производителям качественного бензина, если Вы его все-таки изготовили.

 В ранее описанных исследованиях мы выяснили, что содержания Анилина в количестве 0,4% при хранении в течении 15 дней при температуре 36 град С, привело к увеличению концентрации фактических смол в бензине до уровня 10 мг/100см3, что уже превышает допустимый по ГОСТ уровень в 5 мг/100 дм3.

При содержании Анилина  1,5%  и более можно предположить,  что содержание фактических смол в бензине произведенного с таким N-метиланилином будет на уровне 35-40 мг/100см3, что соответствует 200 мг отложений во впускной системе (см таблица 2), а это в 2 раза выше предельного оценочного показателя. Такой бензин ОДНОЗНАЧНО нельзя использовать для заправки современного автомобиля.

Сложно представить, что станет с двигателем  при использовании топлива произведенного с применением N-метиланилина такого качества. Залипание колец поршня, повышенный износ камеры сгорания, прогорание клапанов, потеря мощности - вот неполный список последствий использования такого топлива, а впоследствии поломка и дорогостоящий ремонт.

Наш вывод:

N - метиланилин одна из наиболее эффективных октаноповышающих добавок на сегодняшний день. Однако не весь  N - метиланилин предлагаемый на рынке может обеспечить приемлемое качество производимого бензина.  Стоит обращать пристальное внимание на качество предлагаемого продукта, особенно импортного, а так же на содержание АНИЛИНА и ДИМЕТИЛАНИЛИНА.

Использование некачественного  N - метиланилина может нанести непоправимый урон  репутации организации производящей топливо, АЗС реализующей данное топливо, а так же привести к финансовым потерям и пристальному вниманию контролирующих качество топлива инстанций.

Выбор безусловно остается за Вами!


Лаборотории, производящие анализ качества  N-метиланилина

1. ООО НТО "Оргсинтез" , г. Волжский Волгоградская область 8(8443)21-56-50

2. ОАО "Пигмент" , г. Тамбов 8(4752)79-50-06

3. ОАО "ВНИИНП" , г. Москва 8(495)361-27-11


 

 

 

 

 

назад



Всемирная Топливная Хартия

От имени автопроизводителей со всего мира, Комитет по всемирной топливной хартии рад представить новейшую редакцию Всемирной топливной хартии. Прилагаемая редакция Хартии включает новую Категорию 4, определяющая топлива, которые сводят до минимума выбросы из всех типов автомобилей на дорогах и позволяют внедрять новые автомобильные технологии.



 

Контакты

Расчет жд тарифа онлайн

Расчет Ж/Д тарифа онлайн

Расчет растояния между городами

октановый калькулятор

Бензиновый калькулятор

 

 

VK Neftbiz
     

 

© 2002-2014 Neftbiz Правовая информация

  +7 8442 50 11 04, Email

НОВОСТИ

Новостной слайдер | pcvector.net

 

Яндекс.Метрика